Прошел месяц после трагедии в московском метро, которая унесла жизни 24 человек (еще более ста были ранены). Компенсационные выплаты семьям погибших и пострадавшим, по данным РБК, превысили 106 миллионов рублей. Их выплачивает Московский метрополитен — единственная транспортная компания, самостоятельно отвечающая за жизнь и здоровье своих пассажиров. Следствие установило обвиняемых в преступлении, но причины произошедшего нельзя свести к одному только «человеческому фактору».
Установлено, что причиной аварии стала техническая некомпетентность сотрудников субподрядной организации, которая имела все необходимые лицензии и была допущена к производству работ на объектах особой опасности, каким и является Московский метрополитен.
По словам представителя Следственного комитета РФ Владимира Маркина, авария в метро произошла по вине работников ООО «СпецТехРеконструкция», которое получило субподряд на ремонт путей у компании «Ингеоком». Решением суда арестованы на два месяца замначальника дистанции капитального ремонта службы пути Алексей Трофимов, директор по производству Анатолий Круглов и простые «стрелочники», исполнявшие их указания, — дорожный мастер службы пути Валерий Башкатов и его помощник Юрий Гордов.
«Ответственность всегда персонифицированная», — сказал Владимир Путин сразу после аварии. По версии следствия, Круглов отвечал за производство работ по врезке стрелочного перевода на перегоне между станциями «Парк Победы» — «Славянский бульвар», однако не осуществил надлежащего контроля. «Трофимов, лично участвовавший в строительстве стрелочного перевода, как полагает следствие, допустил ненадлежащее закрепление остряка стрелки», — сообщила пресс-служба СК.
Пока Анатолий Круглов свою вину не признал, а в ходе судебного заседания, где ему избирали меру пресечения, потребовал отвода судьи из-за присутствия в зале суда журналистов. Чем не угодила Анатолию Круглову пресса, на какие вопросы он не хотел отвечать?
Анатолий Круглов кроме производственной директорской должности в ООО «СпецТехРеконструкция» занимает должность генерального директора еще одной, очень сходной по названию фирмы — «СпецРеконструкция». Это подтвердил сам Круглов в зале суда. Но, вероятно, у суда не было данных о том, что он является еще и единоличным владельцем фирмы, которая не далее как 7 апреля 2014 года получила свидетельство на право производства работ, связанных с особой опасностью. Документ за номером 0380.01-2014-7729706862-C-254 выдала саморегулируемая организация (СРО) «Некоммерческое партнерство (НП) «Межрегиональная Ассоциация Строителей РемТехНадзор».
Свидетельство дает новой организации арестованного на два месяца Анатолия Круглова допуск к работам по устройству железнодорожных и трамвайных путей, в том числе на особо опасные, технически сложные и уникальные объекты, к которым относятся и тоннели московского метро (редакция располагает подтверждающими документами). Даже потенциальная возможность участия «СпецРеконструкции» может взбудоражить общественное мнение, так что Круглову действительно не нужно повышенное внимание прессы.
Но ведь не в одной только «СпецРеконструкции» дело. Важнее понять, что это за СРО, выдающая допуски строителям или проектировщикам, от которых зависят жизни многих людей?
Согласно закону 315-ФЗ от 1 декабря 2007 года «О саморегулируемых организациях», все хозяйствующие субъекты, занимающиеся предпринимательской или профессиональной деятельностью, вступают в специализированную организацию, которая разрабатывает и утверждает стандарты и правила профессиональной деятельности. Да, стандарты и правила должны соответствовать «федеральным законам и принятым в соответствии с ними иным нормативным правовым актам», но кто проверяет, удовлетворяет ли этим жестким требованиям сама компания? Только СРО. Трагедия в столичной подземке показывает, что этот контроль может быть недостаточным и даже формальным.
Ведь «СпецТехРеконструкция», сотрудники и руководители которой обвиняются в причастности к катастрофе 15 июля, имела необходимые допуски и лицензии. А значит, должна была соответствовать стандартам проведения работ по «устройству железнодорожных и трамвайных путей», а также «устройству тоннелей метрополитена». Именно эти работы находятся в Перечне видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденном приказом Минрегиона РФ № 624 от 30 декабря 2009 года.
Кто проверял «СпецТехРеконструкцию» на соответствие стандартам? Организация была членом СРО НП «Объединение профессиональных строителей «РУССТРОЙ» с 22 ноября 2011 года и владела свидетельством 0914.02-2011-7703639192-С-068 на производство все тех же особо опасных и технически сложных работ. Теперь это свидетельство аннулировано, а компания исключена из реестра саморегулируемой организации. Именно так отреагировали на результаты служебного расследования профессиональные строители, которых возглавляет вице-президент Национального объединения строителей и его координатор по городу Москве Николай Маркин.
Как ни странно, вторая фирма Анатолия Круглова, «СпецРеконструкция», все еще остается в реестре своей СРО НП «МАС РемТехНадзор». Чтобы понять, как это могло произойти, стоит обратиться к базам данных СПАРК. Согласно им, генеральным директором организации выступает Василий Мищанчук. И он же возглавляет множество других саморегулируемых организаций в самых разных областях. Это СРО НП «Межрегиональная Ассоциация жилищно-коммунального хозяйства РемТехНадзор», СРО НП «Межрегиональная Ассоциация по Промышленной Безопасности РемТехНадзор», «Межрегиональная Ассоциация Изыскателей РемТехНадзор». Мищанчук также аффилирован со СРО НП «РОСО». Все эти организации выдают свидетельства и допуски, в том числе на особо опасные работы, — и вовсе не безвозмездно. Следственный комитет, кстати, недавно провел в НП МАС «РемТехНадзор» выемку документов.
Дело в том, что для вступления в СРО, по закону РФ, «хозяйствующему субъекту необходимо иметь в штате необходимое количество квалифицированных сотрудников и, в зависимости от видов работ, определенную материально-техническую базу». Для этого организация должна получить экспертную оценку. По совпадению Василию Мищанчуку принадлежит и такая контора. ООО «ПромЭкспертСервис» осуществляет необходимые экспертизы для выдачи членам его же СРО свидетельств о допуске к деятельности.
Стоимость подобных услуг легко узнать на сайте «СрочноСРО». Предложение заманчивое: за 1 (один) день вступить в любую СРО, в том числе и те, которые возглавляет Василий Мищанчук. При этом у хозяев интернет-бизнеса наготове и фирмы-пустышки, уже вступившие в профильные СРО, обладающие необходимым набором свидетельств и допусков. Строй не хочу. На любых объектах особой опасности. Кстати, сам допуск на любую фирму тоже оформляется за один день. Что это как не коррупционная составляющая, переместившаяся из кабинета чиновника в офис саморегулятора?
106 миллионов рублей, полученных пострадавшими и семьями погибших, не повернут время назад. Однако до сих пор непонятно, участвует ли в выплатах Компенсационный фонд СРО, членом которого была «СпецТехРеконструкция»? Ведь деньги в этих фондах есть. К примеру, компенсационный фонд НП МАС «РемТехНадзор» составляет 208 484 482 рублей 19 копеек (на 1 августа этого года). Но, согласно положению о фонде, вероятность его реального использования для выплат пострадавшим гражданам крайне невелика и, более того, зависит от воли правления СРО. Пока деньги компенсационных фондов попросту «крутятся» в банках.
Трагедия в метро показала, что решение передать лицензирование и допуск к особо опасным работам в руки профессионального сообщества от государства, принятое по инициативе Правительства РФ в 2007 году, было, конечно, либеральным и рыночным, но не учитывало российскую специфику. Да, так устроены рынки западных стран, но модель может, как видно, работать только в тех обществах, где деловая репутация и даже простая человеческая порядочность намертво встроены в практику ведения бизнеса. У нас же совсем другое качество социального капитала. И в этих условиях ФЗ «О СРО» требует соответствующих исправлений.
Андрей БОРИСОВ
P.S. В ходе подготовки материала мы попытались связаться с Василием Мищанчуком, однако выяснилось, что у всех возглавляемых им СРО один и тот же телефон, и он не отвечает. В «СрочноСРО» не смогли оперативно ответить на вопросы «Новой газеты».
Источник «Новая газета»
Адрес статьи: http://www.novayagazeta.ru/politics/64878.html